Чужие мысли

Томас Манн "Королевское высочество"
  • "Эх вы балованные маменькины сынки! Я прошёл огонь и воду и медные трубы и требую, чтобы такие господчики, как вы, держали себя поскромнее!"
  • В нём не было того отчуждённого, подобострастного и всё же назойливого...
  • в манере ... не было ничего грубого, развенчивающего, даже ничего нарочитого и воспитательного.
  • В ней (в манере) чувствовалось превосходство человека, который прошёл огонь и воду и медные трубы, и вместе с тем ласковая и добровольная дань уважения и любовь, признание иного бытия и иной сущности... в то же время он как бы предлагал объединить в жизнерадостном союзе их столь разные существования. 
  • Учился он на медные деньги. Но он взял на себя смелость показать, на что он способен, выдвинуться немножко из общей среды...
  • Но такие обстоятельства как раз и есть благоприятные обстоятельства. Словом, вот как оно было. Нищенская юность, одиночество, ни намёка на счастье - ибо оно удел бездельников; все помыслы направлены исключительно на одно - стать на ноги; от этого не раздобреешь, зато закалишься душой, отдыха себе не даёшь, ну и обгонишь того-другого. Как благоприятно сказывается на способностях, когда ты ясно и твёрдо знаешь, что можешь рассчитывать только на собственную смекалку! Какое преимущество перед теми, кому "это не нужно", "не до зарезу нужно", перед теми людьми, которые утром закуривают сигару...
  • Его деятельность не ограничивалась классной комнатой, он не отказывал себе в удовольствии проявлять человеческую заботу о своих озорниках, навещать их на дому, входить в их подчас не очень-то идиллическую семейную жизнь, а при этом неминуемо приобретаешь житейский опыт. Верно, если до того он ещё не знал лика жизни, то теперь ему представился случай заглянуть в этот суровый лик с плотно сжатыми губами. Впрочем, он не переставал совершенствовать собственное образование, давал частные уроки упитанным бюргерским деткам и потуже стягивал пояс на животе, чтоб иметь возможность покупать книги, пользовался досугом долгих тихих ночей, чтобы учиться. 
  • но такова была его дорога.